Динамика симптомов депрессии в продромальном периоде болезни Альцгеймера

Опубликовано: 02 октября 2015 в 15:43

Динамика симптомов депрессии Данные результатов исследований, опубликованных в журнале General Psychiatry, показывают – несмотря на то, что существует взаимозависимость между пациентами с депрессией и развитием болезни Альцгеймера. Оказывается, выраженность симптомов депрессии не нарастают за период, предшествующий моменту до установления диагноза болезнь Альцгеймера.

Предыдущие исследования показали, что пациенты с болезнью Альцгеймера или её продромальными симптомами (умеренные когнитивными нарушения), имеют более высокий уровень депрессивных симптомов, которые включают грусть, апатию, безразличие к проявлениям эмоций, сниженную способность чувствовать удовольствие. Согласно статье, патогенез этого явления остается до конца не изученным. «Основа этой зависимости не установлена,»- пишут авторы. «Ведущая гипотеза гласит, что симптомы депрессии не представляют собой настоящего провоцирующего развитие болезни фактора, а, в большинстве случаев, являются следствием болезни.» Если бы гипотеза отвечала действительности, то симптомы депрессии совпадали бы с симптомами болезни Альцгеймера, их выраженность только усиливались на ранних стадиях патологии.

Чтобы изучить причину этой взаимосвязи, Роберт С. Уилсон, доктор философии, из медицинского центра Rush University Medical Center в Чикаго, вместе с коллегами провели обследование католических монахинь, священников и монахов старшего возраста, у которых не было деменции. Было обследовано всего 917 пациентов, начиная с 1994 года. В начале обследования была дана оценка неврологического состояния; проведён экзамен для определения познавательных способностей, призванный дать оценку функциональной активности интеллекта, обучаемости и памяти; создана классификация, по которой определялась степень болезни Альцгеймера или умеренного когнитивного нарушения; десять пунктов для оценки симптомы депрессии.

Когда исследование началось, у 53,6% участников не проявились какие-либо симптомы депрессии, у 23,9% был обнаружен только один симптом, у 9.7% — два, у 6,1%  выявили три, и у 6,8% наблюдалось большее количество симптомов. Спустя какое-то время у 20,7% (190 человек) развилось заболевание. Если у кого-то наблюдались симптомы депрессии в начале исследования, вероятность развития у него болезни Альцгеймера к концу его проведения была значительно выше.

Тем не менее, уровни симптомов не изменялись в одно и то же время. Те пациенты, у кого развивалась болезнь Альцгеймера, не демонстрировали увеличение депрессивных симптомов до вынесения диагноза. На этот результат также не влиял ни возраст, ни пол, ни образование, ни жалобы на память, ни состояние сосудов, ни личные качества. Среди тех, у кого не обнаружили когнитивные нарушения на исходном уровне, депрессивные симптомы не увеличились у тех, у кого впоследствии развились умеренные когнитивные нарушения. Это указывает на то, что депрессия не является следствием болезни Альцгеймера, а скорее фактором риска для развития слабоумия.

Авторы исследования предполагают, что депрессия может внутренне изменить функциональную активность головного мозга мозг, сделав его менее устойчивым к развитию слабоумия. Важным является то, что понимание механизмов, связывающих депрессивные симптомы и деменцию, может подсказать новые подходы, позволяющие отсрочить появление деменции. Лабораторные исследования на животных предлагают вводить различные средства, с помощью которых можно повлиять на неблагоприятные последствия хронического стресса.