Протеины мозга, наблюдаемые при шизофрении, обнаружены у наркозависимых крыс
В новом исследовании с участием наркозависимых крыс, которые принимали так называемую ангельскую пыль, ученые идентифицировали специфические протеины, которые могут оказаться биологическими маркерами шизофрении.
Понимание данных белков и сравнение их с протеинами в мозге индивидуумов без шизофрении в дальнейшем может привести к разработке более эффективных лекарственных препаратов. В настоящий момент ученые признают, что изучать мозг живых больных шизофренией довольно сложно, в связи с чем их заменяют животные модели.
Сильнодействующий галлюциногенный препарат феноциклидин, или ангельская пыль, ведет к развитию симптомов, подобных тем, что можно наблюдать у пациентов с шизофренией. В такие симптомы вовлечены изменения в движениях и понижение когнитивных функций, например, ухудшение памяти, внимания и способности к обучению.
Таким образом, крысы, имеющие зависимость от данного наркотика, стали ценным предметом изучения шизофрении в лабораторных условиях, как поясняет профессор Оле Норрегаард Янсен (Dr. Ole Norregaard Jensen, professor, Department of Biochemistry & Molecular Biology, University of Southern Denmark). Таких крыс изучали несколько десятилетий, однако, до настоящего момента никто не изучал их мозг на молекулярном уровне.
Феноциклидин довольно быстро всасывается и остается в мозге не более нескольких часов, поэтому ученые исследовали мозг крыс непосредственно после введения галлюциногенного препарата. Изменения протеинов мозга было отмечены уже через 15 минут после инъекции, а через 240 минут все исчезло.
Было обнаружено 2604 протеина, при этом в 352 были зарегистрированы изменения, связанные с введение галлюциногенного препарата. В частности, под действием препарата они либо включались, либо выключались, что приводило к цепной реакции и нарушениям в молекулярной сети вокруг данных белков, включая изменения в метаболизме и кальциевом балансе.
Именно эти альтерации, по мнению ученых, являются причиной изменения крысами своего поведения, что вполне может быть сопоставимо с разрушающими изменениями, проходящими в мозге больных шизофренией.