Основные принципы гуманистической психологии
Гуманистическая психология занимается проблематикой любви, внимания к различным состояниям человека. Центральное место здесь занимает индивидуум и его стремление к самосовершенствованию, высшим духовным ценностям, самореализации и творчеству, ответственности, любви, свободе, независимости, душевному здоровью и отношению между людьми.
Согласно гуманистической психологии, человек должен быть освобожден от невротического контроля, появившегося в результате того, что личность отошла от общепризнанных социальных норм поведения или собственных психологических условий. Главным становится самоактуализация личности — умение понять себя.
Гуманистическая психология появилась в 1960-х годах XX в. в США. Основные положения указанного подхода были сформулированы президентом Ассоциации гуманистической психологии Джеймсом Бьюдженталем:
- Личность всегда превосходит собственные функции и свойства, которыми владеет, и не может быть сведена к их совокупности или объяснена только через изучение природных свойств.
- Человеческое бытие являет себя в межличностном общении, которое не должно игнорироваться при объяснении и изучении индивидуума.
- Поскольку человек есть существо, обладающее самосознанием, психология обязана учитывать многоуровневость и непрерывность человеческого самосознания при понимании человека.
- Человек обладает выбором и свободно творит собственную жизнь, не являясь только лишь пассивным наблюдателем.
- В жизни каждого из нас присутствует цель, смысл и ценность.
На формирование гуманистической психологии оказали влияние такие направления, как:
- терапия Роджерса;
- групповая динамика (Т-группы);
- экзистенциализм;
- доктрина самореализации Маслоу;
- дзен-буддизм;
- даосизм;
- тантра;
- теория Райха.
Гуманистическая психология – это набор различных концепций, показывающих возможности раскрытия личностных проблем при помощи внутреннего опыта, в котором:
- исследования заканчиваются реалистичным восприятием себя и окружающих;
- в ходе экстатического эксперимента постигается смысл единства и различия человека и природы;
- именно сам индивидуум внутренне берет на себя полноту ответственности за те или иные мысли и действия.
Такой подход направлен на практическую реализацию, связанную с личностным ростом. Гуманистическая психология утверждает, что все люди могут меняться, если будут работать над собой.
На данной основе появилось множество различных методик «само-проникновения», которые систематически можно представить таким образом:
- Ментальные состоят из трансакционного анализа; создания персональных конструктов («репертуарные решетки» Келли); семейной терапии и НЛП.
- Физические включают: терапию Райха, нацеленная на биоэнергетику и телесное возрождение; техники Александера; методы Rolfing’s, Feldenkreis’s; концепции целостного здоровья и чувственного сознания.
- Чувственные включают: психодрамы; первоначальную интеграцию; осознание целостности; эмпатическое взаимодействие Роджерса.
- Духовные основаны на: психоанализе; трансперсональном консультировании; семинарах по просвещению; игр с песком (send play); динамической медитации и толковании сновидений (dream work).
Данные методы можно использовать в самых различных отраслях. Практики гуманистической психологии занимаются личностным ростом с помощью психотерапии, целостного здоровья, образования, общественной работы, организационной теории и консультирования, различных бизнес-тренингов и тренингов общего развития, самопомощи в группах (self-help groups), креативного тренинга и общественного исследования.
Гуманистическая психология рассматривает человеческое бытие, как со-исследовательское, когда не только психолог, но и сам испытуемый планирует и исполняет собственное познание, осмысливает и исполняет результаты исследования. Преимуществом является то, что знание подобного рода может быть использовано сразу, а представленные методы дают больше различного рода знаний о человеке, чем классическая исследовательская парадигма.
Авторы гуманистического направления выступают противниками использования в изучении психологии принципов, принятых в естественных науках, и предлагают другие концепции:
- Субличностное – показывает, что человек имеет ряд субличностей, которые возникает из разных источников: коллективное, культурное и личностное бессознательное; проблемы и тревожные конфликты, социальные роли и проблемы; фантазии на тему того, какими мы хотим быть.
- Реальная самость – центральное понятие подразумевающее, что человек глубже, чем различные социальные роли и маски, скрывающие истинную его самость. Различные исследования, основывающиеся на этом, утверждают, что здесь имеется политический аспект идеи «real-self» (реальной самости). При таком подходе гендерные роли, например, могут считаться сокрытием «реальной самости», а значит, как угнетающие.
- Обоснованность, богатство мотивации – здесь действие рассматривается, как мысль, инициированная потребностями или желаниями человека. Однако, человеческое бытие, устремлено к творчеству и сопутствующим ему ситуациям. Мотивацию достижения и потребность в различном опыте можно рассматривать в связи с концепцией мотивационного богатства. Это позволяет объяснить действия самого разного рода. Мотивация не обусловливается выполнением. Она может быть «снятой» только для личности, производящей акт.
Гуманистическая психология занимает большое место в исследованиях современных ученых. В своих работах эксперты утверждают, что общее здоровье человека тесно связано с психическим состоянием.
Внимание личности к собственным состояниям и мотивам позволяет избежать иллюзий и самообмана, реализуя проявление реальной самости, что является целью гуманистической психологии как в теоретическом, так и в практическом плане.