Поклонники хоророра: ценители или психически больные люди?
На половину разложившиеся мертвецы, монстры нелицеприятного вида с острыми когтями и огромными зубами, давящая тишина и атмосфера безысходности – все это наводит ужас на добрую половину населения планеты. Так, при просмотре хорроров мы 75% экранного времени сидим отвернувшись, будучи не в силах наблюдать то, что происходит на экран, но, тем не менее, стоит появиться в кинотеатрах новому ужастику, как мы скорее спешим за билетами. Подобное явление можно наблюдать и в игровой индустрии, где в последнее время все чаще стали встречаться инди-проекты в жанре «survival horror». Но с чем это связано? Почему мы намеренно тянемся, к тому, что вызывает страх и отвращение? Давайте разбираться.
Истоки современных хорроров
Нельзя сказать, что тяга к ужасам – это какая-то модная тенденция. Если обратиться к истории, то можно найти достаточно много древних мифов, события в которых могли бы послужить неплохой основой для сценария хоррора. Чего только стоит согласие бога воинской храбрости Тюра вложить свою руку (которой он потом и поплатился) в пасть ужасного волка Фенрира или история рождения Зевса, чей отец, боясь быть свергнутым, поедал всех своих новорожденных детей.
Многие сказки прошлых лет сегодня также поверглись жесткой цензуре и выглядят вполне безобидными. Но если обратиться к оригиналу, можно узнать, что:
- Спящая красавица проснулась вовсе не от поцелуя короля. Напротив, мужчина изнасиловал беспомощную девушку, после чего та, так и не приходя в сознание, родила близнецов. Один из них (только представьте эту картину, ведь ни акушерок, ни кого-то, кто мог бы позаботиться о новорожденных, там не было) от голода начинает сосать палец матери и вытягивает злополучную занозу, с которой все и началось.
- Девушка без рук, на самом деле, отрубила себе конечности самостоятельно, дабы спастись от брата/отца, который пытается ее изнасиловать.
- Сестры Золушки кромсают свои ступни, чтобы хрустальная туфелька пришлась им в пору, когда же обман раскрылся, в наказание и так уже покалеченным девушкам голуби выклевывают глаза.
- Мачеху Белоснежки заставляют танцевать на свадьбе в раскаленных туфлях, пока она не умирает на глазах у жадных до «зрелищ» гостей. А девочка, заглянувшая в дом 3-х медведей, ломает шею, когда пытается убежать через окно.
И это мы еще не вспоминаем о реальных кровавых ритуалах и публичном линчевании, собиравших целую толпу зевак. Получается, что люди получают удовольствие, наблюдая за тем, как другие испытывают физические и психологические мучения. Иными словами, поскольку насилие в естественной форме в мире порицается, его виртуальный аналог вполне может стать пусть и не полноценной, но заменой.
Что движет поклонниками ужастиков
Как видите, ужасные истории человек порождает на протяжении всей истории своего существования. Но почему же другие люди так активно стараются их узнать? По мнению Стивена Кинга, все дело в том, что все мы отчасти ненормальные. Довольно размыто, не находите? На самом деле причин, по которым тех или иных людей привлекает данный жанр, куда больше.
- Первая из них – это недостаток ярких красок в реальной жизни. Про людей в этом случае говорят, что они «бесятся с жиру». Такие «тепличные растения» даже не представляют насколько жестока может быть реальная жизнь, поэтому хорроры для них – не более чем «аттракцион страха» или «тест на храбрость».
- Вторая причина диаметрально противоположна первой. Люди здесь, напротив, уже слишком напуганы кошмарами реального мира и стремятся воссоздать для себя иллюзию, что, пусть и лишь на экране, но бывают куда более страшные вещи, чем то, что сегодня происходит (теракты, гражданские войны и т.п).
- Третья причина – психологическая. Согласитесь, куда легче изучать поведение маньяка (а в большинстве фильмов этот момент продумывается до мелочей), зная, что девочка, которую он «убил», на самом деле жива, а мужчина, «подвергавшийся» нечеловеческим пыткам, мирно попивает чай у себя дома. Зачем вообще их изучать? Все просто: одни таким способом пытаются «узнать врага в лицо» и обезопасить себя (что нередко выливается в паранойю). Другие же, напротив, понять, что именно стало «катализатором» для развития маниакальности.
- Последняя причина – это банальное любопытство и попытка перебороть собственные внутренние страхи. Не готовые столкнуться со своей фобией в реальности люди пытаются преодолеть ее при помощи возможностей виртуального мира. И когда у них это не получается, мы можем лицезреть половину зала отвернувшимися от экрана или крепко зажмурившими глаза и заткнувшими уши.
Итак, к чему мы пришли? Имеет ли жанр хоррора право на жизнь? Пока спрос на него есть, безусловно. Вот только стоит спросить себя, сколько произведений, относящихся к нему, можно назвать полезными или хотя бы поучительными?