Психопатология как учение о переживании
Психопатологические симптомы — это знаки, которые мы хотели бы понять, как и все, что нам встречается. Ни в коем случае нельзя сказать, что это удается всегда. Сначала важно увидеть знаки, чтобы их описать. Описание и наименование означает, в правильном понимании, не фиксацию способа переживания и поведения человека. Дескриптивную психопатологию во многих случаях, к сожалению, не всегда несправедливо, упрекают в том, что она фиксирует только болезненное. Это ошибочный путь, т.к. психопатологическое знание должно подводить нас ближе к целому человеку и показывать не только его ненормальные способы переживания и поведения, но и то здоровое, что в нем осталось, для того чтобы мы знали, с чем и в расчете на что мы можем терапевтически работать.
Пациент не “имеет симптомы”, а переживает определенного рода опыт и ведет себя способом, описываемым в зависимости от групповых норм. Ничто из его дел не просто духовно. Это не научное высказывание, а признание психопатологии, как учения о переживании и пути к терапии. Только с этой позиции мы можем рассматривать больных людей.
Дескриптивная психопатология — основа «психодинамики»
Описательная психопатология — не статичная психиатрия. Уже тот, кто тщательно и самокритично наблюдает и описывает, отчетливо осознает, что психопатология есть нечто непрерывно движущееся, не застывшее, что нет противопоставления между дескриптивной психопатологией и т.н. психодинамикой, а также что чистая дескриптивная психопатология является основой для истории становления, которая не теряется в спекуляциях. Уже категоризирующее рассмотрение имеет в себе возможность сообщения симптомов, которые могут быть описанными. При этом оно есть предпосылка для исследования индивидуума в его теперешней жизненно — исторической с ситуации, а это значит всегда в зависящем от общества становлении.