Интеракционный, социальный и культуральный аспект психопатологии
Психопатологу ясно, что переживание человека становится в многообразных жизненных отношениях. Человек виден всегда в социальном контексте, никогда не изолированно. Поэтому каждая настоящая психиатрия является социальной психиатрией. Личность может развиваться только в сообществе (процесс социализации), это значимо как для здорового, так и для больного. Личностное развитие и социальная эволюция так же мало разделимы, как телесное и духовное развитие, т.к. оба относятся к живому человеку. Приобретенное наследие, как ни трудно это понять, составляется не далее как к 8 годам (уроки адоптации) и вместе с ним существенные для species homo примеры поведения.
Переживание и поведение человека меняется в зависимости от окружения, это значит, и от того, удается разговор с ним или не удается, в зависимости от того, насколько ведущий беседу понимает, как открыть больного и привести его к благоразумию. Беседа, умение слушать и правильное понимание — это искусство, ни в коем случае не замкнутое (секретное). Если беседа удается, многие вышеназванные симптомы отступают — и они возвращаются, как только соответствующий человек оставлен в одиночестве или один среди здоровых, т.е. прежде всего изолированным или в безвыходно раздвоенном окружении. поэтому никогда не нужно рассматривать больного изолированно. Вопрос не в том, есть ли “шизофрения”, он звучит так: в каком окружении и при каких условиях человек переживает и ведет себя тем способом, который по договоренности называют шизофреническим. Способность к пониманию больного зависит не только от его состояния сознания, интеллектуальной одаренности и способности к само рефлексии, но изменяется в зависимости от его социального происхождения и принадлежности, школьного образования, от его социальных и культурных корней. От взгляда на мир собственной культурной группы и ее “школы” нельзя совершенно освободиться. Это относится и к самому психопатологу. Транскультуральная психиатрия показывает нам культурную относительность человеческого переживания и поведения и невозможность рассматривать людей в свете всеобщих норм.
То, что нормально в одной ситуации в одной культуре, может быть ненормальным в другой.
С другой стороны, сравнительная транскультуральная психиатрия показывает, что во всем мире люди страдают приблизительно одинаково описываемым образом.