Проблематика нормального, здорового, ненормального, больного
Эти понятия ни в коей мере не являются достаточно точно установленными. Дискуссия о них продолжается . Значащее (социально дискриминирующие) звучание составляет основное несчастье.
Едва ли существует одинаково значимая норма для всех культур. Нормально — в глобальном смысле — поведение, свойственное большинству людей определенной социокультурной группы, и в специальном смысле — то, что они совместно решили по поводу одного аспекта поведения. Этот статистический вид нормы прежде всего свободен от оценочности. Другие виды нормы, например, норма как идеал соответствия «Dasein» клинически едва ли применимы.
Идеальная норма самоактуализации требует адекватного понимания этого. Это, может быть, приблизительно осуществимо в психоанализе, но не в условиях ограниченной возможности коммуникации и понимания в клинике. Этот статистический вид нормы прежде всего свободен от оценочности и оставляет место для воззрения, что опыт и поведение, как функция опыта, в технической цивилизации отчуждены от “структур бытия”.
Высказывание Лэйнга: “То, что мы называем нормальным есть продукт вытеснения, фальсификации, изоляции, проекции и других форм деструктивных акций против опыта. Формы отчуждения кроме значимой нормы отчуждения называются этикетом “нормального” человечества “безумными”.
Ненормально то, что в определенном поведении отличается от норм определенной культуры. Такие отклонения, “ненормальности”, имеются двух направлений.
— в “позитивном” направлении есть следующие ненормальности: высокая одаренность, сверхвысокая одаренность в рациональной или в области искусства, особая интуитивная одаренность и сходные.
— ненормальности в “негативном” направлении: поведение, которое отличается т норм страны и групповых норм в негативном, отсталом, неудачном, страдательном, мешающем, приносящем страдания другим смысле. Некоторые люди ненормальны одновременно в “позитивном” и “негативном” смысле.
Ненормальный — ни в коем случае не то же самое, что больной. Существуют многие ненормальности, не носящие болезненного характера, например, легчайшие степени интеллектуального снижения, многие характерологические особенности,
Здоровье есть в большинстве случаев специальный случай нормальности. Оно обозначает общее состояние человека не опирается на определенным образом установленные аспекты поведения. Это понятие для психиатрии еще труднее определить, чем понятие нормы.
Понятие хорошего самочувствия (в соответствии с ВОЗ) не годится для определения здоровья. Можно попытаться дать более близкое понятие здоровья: здоров человек, жизнь которого протекает без влияния страданий от болезни, Без давления групповых норм, человек, который соответствует требованиям своего существа и мира, сознает свою задачу — который чувствует себя надежно. Эта надежность, конечно, зависит от встречающихся обстоятельств.
Это определение здоровья выглядит несколько яснее но не может применяться как операционная формулировка для того, чтобы “измерить”, кто здоров, а кто нет.
Болезнь есть специальный случай ненормальности: Больной на этом сновании тот, кто выпадает из норм страны и групповых, кто в опасной для жизни степени не справляется даже с не экстремальными условиями, который вследствие высокой степени интактности “Я” и Dasein не может вступать в жизненное общение с другими людьми. Больной в этом расширительном смысле “сумасшедший”, некоммуникабельный, выключенный из общечеловеческой реальности. Болезни в этом смысле — например тяжелые неврозы и так называемые эндогенные психозы. В этом определении уже заложено то, что симптомы встречаются в болезни с известной регулярностью, в “закономерных” сочетаниях и с известной мотивировкой. Об этих “мотивировках” существуют теории.