Пути эмпирического исследования в психиатрии

Опубликовано: 13 апреля 2012 в 22:56

Теории — это попытки обозначить определенное положение вещей систематически упорядоченным непротиворечивым рядом предложений, которые, по возможности, соответствуют этому положению вещей (руководствуясь формулировкой Богемского). Ценность теории измеряется следующими моментами:

— как много может теория понять и разъяснить по возможности просто (экономично).

— степенью редукции теории

— какие прогнозы можно делать, исходя из этой теории? Здесь это значит: какое значение имеет теория для разработки терапии.

— исходным пунктом, «пробным камнем» для различных теоретических образований должно оставаться тщательное описание «вещи».

Каждое исследование должно опираться на единичные наблюдения. При этом не так просто выйти за перспективу единичного наблюдателя. То, что эта вещь является нам такой, как она есть, так же как и то, что мы можем подобрать выражение, соразмерное вещи и свободное от влияния наблюдателя — это надежда, но никогда не действительность. Единичное может быть охвачено лишь при помощи общих понятий, которые сами принадлежат теории, независимо от того, сформулирована она или нет.

Единичное наблюдение

Исключение индивидуальных вариантов, фильтрация, собирание сверхиндидивидуального, типичного, характерного.

     
Эмпирико — статистические методы.

Операционалистические стандартизированные методы сбора информации, документация, статистика, конструирование школ, образование гипотез, образование теорий, новые гипотезы.

Феноменология. Редукции. Экспликации. Феноменологическая герменевтика. Феноменологическая теория, напр. Dasein — анализ. Глубинная герменевтика.

Установимые «допустимые» влечения (Фрейд), жизненно — практические (Лоренцер). Психоаналитические теории.

 

Общие понятия таят опасность вызвать сомнение, что мы имеем лишь представления, впечатления или не только их. Это относится, например, к часто употребляемым в различных теориях понятиям структуры и динамики. Сплошь и рядом сложные конструктивные понятия, которые должны помочь интерпретировать предмет в свете теории, употребляются для описания. А описание во многих случаях приравнивается к феноменологии

В конструктивных картинах, которые мы образуем для себя, отражается «понимание» нашего мира. Мы надеемся, что речевые усилия людей при этом создадут нечто в какой — то степени общее.

Lorenz убежден, что «аппарат» картины мира человека, который осуществляет наши формы мышления и мировоззрения, дает не «верную картину действительности», а «нечто, что упрощает ее резко утилитарным способом». Психологический аппарат, чье значение состоит в познании окружающего мира, не менее действителен, чем он.

Мир достаточно сложен для нашего понимания. Мы имеем все основания привлекать только те конструкты, без которых непредставимо нынешнее состояние науки.

Мы имеем основания создавать дальнейшие однозначные и ясные понятия и употреблять наряду с ними не описывающие и интерпретирующие термины, а слова с различными полями значений.