Деперсонализация как патология
Этим суммарным обозначением объединены различные нарушения переживания Я. Наиболее частые проявления деперсонализации — это чувство, что происходящее отдалено, отчуждено, неправдоподобно, подозрительно, тенеподобно, недействительно, безжизненно. Наблюдающее Я остается при переживающем, как отмечающее изменение, и по большей части, безмолвное. При прицельном опросе выясняется, что отчуждению «Я» (деперсонализация) соответствует отчуждение вещного и человеческого окружения (дереализация), включая и те случаи, когда для больного на первый план выступает одно отчуждение. Взаимозависимость проистекает из единства Я и его мира. Чем менее самодостаточным является человек для себя, тем более неправдоподобен и чужд его окружающий мир.
Потеря природной определенности, деперсонализация и дереализация в смысле отдаления и недоверия.
Когда встречается такое состояние?
В известной мере, деперсонализация колеблется в соответствии с определенностью отношений людям. Во время кризов отношений явления деперсонализации могут появляться или усиливаться, с другой стороны, сочувственное присутствие и участие уменьшает или снимает явления отчуждения. Во многих случаях во время психоаналитического лечения отмечаются интермиттирующие деперсонализационные расстройства. Их важно знать во избежание кратковременных (по типу «короткого замыкания») реакций подозрительности и соответствующих страхов.
Такие переживания отчуждения нозологически неспецифичны, т. е. не являются патогномоничными для одной болезни и могут встречаться:
- у некоторых здоровых в особых ситуациях (усталость, истощение);
- при адолесценции;
- как частые и навязчивые явления при неврозах (невротическая депрессия, невроз навязчивости, фобии), особенно во время жизненных кризов (отношений), а также во время психоанализа;
- при всех других формах депрессии, в особенности при т.н. эндогенной депрессии;
- у многих шизофреников, в особенности как предвестник или инициальныи симптом, но также и во время заболевания;
- при токсических психозах, вследствие приема снотворных и болеутоляющих, галлюциногенов и других соматически обусловленных психозах.
При многих психозах может поражаться одно или более измерений, названных выше, вплоть до тяжелого общего нарушения самобытия. Ряд психотических способов переживания и поведения становится понятным из более точного рассмотрения нарушений переживания Я.