Сознание опыта и сознание реальности

Опубликовано: 16 апреля 2012 в 21:02

Сознание опыта есть знание о настоящем (соответствующим насто­ящим обстоятельствам) модусе опыта, который дается в опыте одномоментно. Сознание реальности есть упорядоченное знание о фактичности вос­принимаемого.

Основными чертами нашей экзистенции являются открытость, опыт, восприятие, понимание, и соответствующие поведенческие реакции. В опыте — а мы имеем много опытных модальностей, — нам одновременно дается модус опыта. При этом могут иметь место существенно изменяющи­еся в контексте биографической ситуации значения одного опыта и этим достигается релевантность действий.

Это феноменологически далее не редуцируемая способность ясно осознающего человека с ясным сознавшем, опознающего свою самость, осознавать модус своего опыта при помощи любой из своих опытных возможностей. Мы «знаем», т. е. уверены в настоящее время, что нечто воспринимаем, и можем отличить это нечто от наглядного, «телесного» представления. Мы имеем личностный опыт, т. е. личностное сознание с различными измерениями/, восприятие, галлюцинации, псевдогаллюцинации, фантазии, видения, представления, воспоминания, мысли, воображение, предчувствия, интуицию, мечты, экстазы, опыт, настроение, чувство желания, веру, надежды, ожидание.

В общем и целом, «сознание реальности» при всех осмысленных  восприятиях, нам «просто дано». Мы не имеем в опыте, что нечто восп­ринимаем и выносим суждение по этому поводу. Мы можем вещи с их самобытным характером воспринимать и одновременно знать, что эти вещи, несмотря на то, что они присутствуют в мыслях, не обязательно есть фактически, мы можем нечто видеть с телесной степенью реальности и в то же время знать, что наблюдаемое дано не в модусе зрения, но, например, в представлении, в видении, в галлюцинации. Становится ли оно от этого менее действи­тельным? Конечно нет! Восприятие истинных галлюцинаций, псевдогаллюцинаций, бреда и т.д. являются определяющими действие реальности для человека, но они представляют собой различные модальности опыта.

Существует, однако, еще другой способ установления реальности:

когда мы не уверены в воспринимаемом опыте, т. к. он не отчетлив или слишком необычен, «выпадает», мы можем провести проверку, реален ли наш опыт, иди вторичное суждение о реальности. Этот вторичный контроль над реальнос­тью достигается путем:

1. Повторения с  большим упором (повышенным вниманием) на модальность мысленного впечатления. При оптичес­ких восприятиях это легче, чем при акустических, т.к. чем «телеснее» восприятие, тем сложнее проверка, так что довольно произвольным явля­ется различение телесных иллюзий и телесных  галлюцинаций.

2. Участия других смысловых качеств: тактильная проверка и т. д.

З. Проверка путем сравнения с прежним опытом. Видел ли я что — нибудь похожее?

4.Социальной проверки: опрос других, поиск «совместного восприятия», т. к. то является реальностью, о чем здоровые могут без сомнения высказывать единое суждение.

Все обозначенные для полного сознания основания, функции мыслительного органа, внимательность, память и воспоминания, мыслительная способность и др. являются единичными предпосыл­ками для комплексного достижения выполнения задачи.

Развитие сознания реальности осуществляется Я — созна­нием, говоря языком неврологии — в интеракции между афференцией и эфференцией.