Сознание опыта и сознание реальности
Сознание опыта есть знание о настоящем (соответствующим настоящим обстоятельствам) модусе опыта, который дается в опыте одномоментно. Сознание реальности есть упорядоченное знание о фактичности воспринимаемого.
Основными чертами нашей экзистенции являются открытость, опыт, восприятие, понимание, и соответствующие поведенческие реакции. В опыте — а мы имеем много опытных модальностей, — нам одновременно дается модус опыта. При этом могут иметь место существенно изменяющиеся в контексте биографической ситуации значения одного опыта и этим достигается релевантность действий.
Это феноменологически далее не редуцируемая способность ясно осознающего человека с ясным сознавшем, опознающего свою самость, осознавать модус своего опыта при помощи любой из своих опытных возможностей. Мы «знаем», т. е. уверены в настоящее время, что нечто воспринимаем, и можем отличить это нечто от наглядного, «телесного» представления. Мы имеем личностный опыт, т. е. личностное сознание с различными измерениями/, восприятие, галлюцинации, псевдогаллюцинации, фантазии, видения, представления, воспоминания, мысли, воображение, предчувствия, интуицию, мечты, экстазы, опыт, настроение, чувство желания, веру, надежды, ожидание.
В общем и целом, «сознание реальности» при всех осмысленных восприятиях, нам «просто дано». Мы не имеем в опыте, что нечто воспринимаем и выносим суждение по этому поводу. Мы можем вещи с их самобытным характером воспринимать и одновременно знать, что эти вещи, несмотря на то, что они присутствуют в мыслях, не обязательно есть фактически, мы можем нечто видеть с телесной степенью реальности и в то же время знать, что наблюдаемое дано не в модусе зрения, но, например, в представлении, в видении, в галлюцинации. Становится ли оно от этого менее действительным? Конечно нет! Восприятие истинных галлюцинаций, псевдогаллюцинаций, бреда и т.д. являются определяющими действие реальности для человека, но они представляют собой различные модальности опыта.
Существует, однако, еще другой способ установления реальности:
когда мы не уверены в воспринимаемом опыте, т. к. он не отчетлив или слишком необычен, «выпадает», мы можем провести проверку, реален ли наш опыт, иди вторичное суждение о реальности. Этот вторичный контроль над реальностью достигается путем:
1. Повторения с большим упором (повышенным вниманием) на модальность мысленного впечатления. При оптических восприятиях это легче, чем при акустических, т.к. чем «телеснее» восприятие, тем сложнее проверка, так что довольно произвольным является различение телесных иллюзий и телесных галлюцинаций.
2. Участия других смысловых качеств: тактильная проверка и т. д.
З. Проверка путем сравнения с прежним опытом. Видел ли я что — нибудь похожее?
4.Социальной проверки: опрос других, поиск «совместного восприятия», т. к. то является реальностью, о чем здоровые могут без сомнения высказывать единое суждение.
Все обозначенные для полного сознания основания, функции мыслительного органа, внимательность, память и воспоминания, мыслительная способность и др. являются единичными предпосылками для комплексного достижения выполнения задачи.
Развитие сознания реальности осуществляется Я — сознанием, говоря языком неврологии — в интеракции между афференцией и эфференцией.