Память и воспоминания
Мнестические функции позволяют сохранить переживаемое (не забыть) и вновь оживить его (достать, экфорировать).
Различение памяти как хранилища и воспоминания, как оживления содержимого памяти, лингвистически и этимологически не обосновано: память означает «думание о чем — то» и применяется исключительно в субстантивистском смысле большей частью интранзитивно: иметь что — то в памяти, в значении: вызывать в памяти, а также транзитивно (у кого — то вызывать). «Помнить» может иметь значение «вспоминать» (в интранзитивной форме): какой — либо предмет вызывать в мыслях (думая о нем), и в транзитивной: способствовать тому, чтобы кто — нибудь вспомнил, подумал о какой — нибудь вещи.
Память, запоминание и вспоминание прежних переживаний является важным условием существования. Это не единая функция, она состоит (согласно теоретическому членению) из ряда различных видов активности: восприятие (опыт), переживание, упражнение (тренировка), обучение, вызывание, позволение — бывшему — быть в настоящем, вновь — распознавание, новообучение и т. д. Без памяти нет распознающего восприятия. При этом необходимо выделять различные области памяти (которые отчасти могут повреждаться независимо друг от друга): визуальная, акустическая, тактильная и т. д. память. Без памяти нет обучения, и мы учимся тем легче, чем больше интереса (мотивированного Dasein) вкладываем в вещь. А обучение является основой для высокодифференцированных достижений, не только стереотипных (готовых), но и для новых, интеллектуальных, в области искусства и т. д. В памяти остаются присутствующими все наши переживания — в систематизированном виде или нет — и могут быть возвращены к настоящему. Память и воспоминания делают возможной историчность человека. Происшедшее сохраняется в памяти в биографическом плане, в соответствии с социо — культурными данностями, и влияет на настоящее в его отношении к будущему.
Далее следует отличать рутинную память (бессмысленную, лишенную значения) от логической памяти: хранение и имение в распоряжении эссенциальных содержаний нашего опыта. Если в замеченном присутствует смысл и значение и если оно аффективно окрашено, мы запоминаем (научаемся) лучше.
Память и аффект: то, что вызывает отвращение, идет вразрез, ранит, вызывает боль, мы забываем быстрее (но не так легко, как нейтральное, незначительное), чем то, что нам приятно. Последнее запоминается особенно надолго. Вопрос о том, насколько забывание, как исключение воспоминания, представляет собой активный процесс с определёнными функциями однозначно не решён.
Активность, принятие участия, интерес, воодушевление, радость облегчают воспоминание; усталость, апатия, депрессия затрудняют его.
Лабильная и стабильная память
В течение часа после восприятия переживания память остаётся лабильной и легко нарушаемой (новыми впечатлениями, в результате стресса, напр. электрошока). Всё то, что остаётся после этого времени, остаётся на годы или на вою жизнь.