Патологии мышления

Опубликовано: 18 апреля 2012 в 02:05

     Последующие единичные понятия задуманы как вспомогательные понятия для описания и понимания, но ни в коем случае как понятия для того, чтобы разложить больного человека на единичные функции, а для того, чтобы представлять Dasein — а это значит, и становление, — как единое целое. Понятия отвечают такому представлению в том случае, если они употребляются правильно. Правильное представление помогает лучше понять человека, подойти к нему ближе — и, тем самым, является основой терапии.

Формальные нарушения мышления

     Под этим обозначением понимаются некоторые часто встречающиеся нарушения процесса протекания мышления. Во многих случаях они нозологически неспецифичны. Их наблюдение помогает точнее представить, что под силу больному (на что способен больной).

 1) Задержанное (замедленное) мышление

     Совокупное мышление идет замедленно, неравномерно, буксует, затруднено, как бы преодолевает препятствия. Затруднение процесса мышления в отношении темпа, содержания и целенаправленности не может быть преодолено, даже если больной явно прилагает усилие к этому.

     Клинически замедленное мышление проявляется в затруднении (вплоть до отсутствия) речевого общения.

     Замедление мышления может быть следствием общего снижения влечений (непродуктивность, аспонтанность, мыслительная «пустота») или имеет аффективную природу, или происходит вследствие бредовых препятствий (страх, вина).

      2) Персеверация мышления

     Мышление «пробуксовывает на месте», в голову приходит постоянно одна и та же мысль (или несколько мыслей), она постоянно повторяется без переработки и завершения.

     В ряде случаев описываются «круги мыслей» — депрессивные раздумья, скорбное «штудирование», размышление.

3) «Блокады» мышления

     Внезапный обрыв хода мыслей. Больной прекращает разговор, молчит, «теряет нить», после возобновления разговора начинает говорить на другую тему. «Шперрунги» происходят при ясном сознании, их нельзя путать с перерывом мыслительного процесса при абсансах.

     Шперрунги могут также быть следствием внезапно возникшей беспомощности, при испуге, при чувстве внутренней пустоты и т. д. При шизофрении бывает также «активная» блокада вследствие негативизма.

4) Обрыв мышления

Больной сам ощущает внезапное прерывание своего мыслительного процесса. Обрыв мыслей, как и «шперрунг», можно распознать по внезапному обрыву разговора.

5) «Растянутое» мышление

Под ним понимается континуальное затягивание течения мыслей. Оно распознается по вязкости и торпидности разговора и реагирования больного.

Замедленное мышление часто бывает «растянутым». «Растягивание» мышления встречается при помрачениях сознания, сомноленции, у депрессивных заторможенных больных, при психоорганическом синдроме, при злокачественных формах шизофрении.

6) Ускоренное и беглое мышление (скачка идей).

Скорость мышления и речи увеличена. Беглое мышление уже не является строго целенаправленным, напротив, часто меняет цель или теряет ее. Мышление легко отвлекается другими приходящими в голову посторонними мыслями.

В большинстве случаев исследователь еще может следвать за поверхностными и беглыми ассоциациями (в отличие от разорванности мышления и инкогеренции). См. также Тахифазия и логорея.

Сам больной может воспринимать скачку идей и вторжение мыслей как бег идей.

7) Суженное мышление.

Ограничение содержательного объема мышления, тематическое обеднение, фиксация на небольшом количестве представлений, уменьшение «духовной подвижности». При суженном мышлении отсутствует широта кругозора со включением различных точек зрения. В разговоре больной испытывает трудности при переходе с одной темы на другую. Сам больной может воспринимать сужение как неприхождение определенных мыслей, как «круги мыслей» и раздумье.

     8) Обстоятельное мышление.

Мышление протекает с многоречивостью или педантично, фиксируя неважные подробности, и протекает нецеленаправленно. Второстепенное не отбрасывается.

Обстоятельное мышление может возникать вследствие снижения способности к абстрагированию, а также вследствие невозможности отграничить важное от неважного, когда первое и второе интеллектуально расцениваются как близкие (педантичность, ананкастность).

9) Неясное мышление.

     Отсутствует акцентуация мышления, вследствие чего недостаточно ясно различаются предний и задний план, главное и побочное, и страдает целенаправленность мышления. Мышление во многих случаях может вообще быть нецеленаправленным, ускоренным, беглым и неотчетливым.

10) Паралогическое мышление.

Больные объединяют гетерогенные положения вещей (контаминация), сопрягают многочисленные, не обязательно соответствующие идеи, картины (сгущение, конденсация), заменяют употребляемые здоровыми понятия на другие (субституция) или могут соскальзывать с основной мысли на побочные (соскальзывание), теряют логическую связь, могут совершать мысленные  «прыжки» (см. инкогеренция) или иметь заметно жесткое, «одноколейное» мышление.

11) Инкогерентное (бессвязное) мышление.

Мышление (а, соответственно, и речь) больного утрачивает логическую связность и эмоциональную понятность, разорвана вплоть до распада на отдельные случайно связанные отрывки (диссоциированное мышление).

Инкогеренция мышления может быть связана с любым изменением подвижности мышления. Построение предложения может быть нарушенным (параграмматизмы, парасинтаксис)вплоть до непонятного, бессмысленного смешения слов или слогов (шизофазия). С другой стороны, существует такая бессвязность, при которой больной строит предложения синтаксически правильно, но содержание сказанного не улавливается здоровым человеком.

Бессвязное мышление при ясном сознании называют также спутанностью и отграничивают ее от неясности и разорванности мышления при помрачении сознания и от аментивного синдрома.