Понятие бреда
Бред это частное и личностное жизнеполагающее убеждение человека о себе самом и своём мире. Бред есть частная действительность. Болезненной её можно назвать в том
случае, если она препятствует жизненному курсу. При этом следует указать на культурную и социальную относительность.
а) Вред есть значимое лишь для данной личности твердое убеждение о собственной жизненной действительности. Бред — вечная реальность для больного. Бред выступает как убеждённость, чуждая сомнений и не требующая обоснования. Бред есть знание, а не вера. Предыдущий опыт к неоспоримые аргументы не могут пошатнуть бредовой уверенности. Сомнения здесь не допускаются. Изменение опорных пунктов, релятивность убеждения не допускается.
В начале построения бреда и при некоторых текучих, малоструктурированных формах, когда имеются предположения, мнения, подозрения, существуют и сомнения.
б) Бред есть жизнеполагающая реальность. О бреде говорят тогда, когда он определяет переживания и поведение.
в) Бред есть частное убеждение о реальности. Об особенном собственном убеждении в бреде говорят, если бред противоречит общечеловечески — коммуникативной действительности (реальности), опыту душевно здоровых людей, а также их коллективной вере и мнению.
Общим критерием бреда не может быть сделано содержание, его верность иди неверность.
Содержание, с точки зрения здорового, может быть неверным, ложным, полностью невозможным, но при всех формах бреда не является основным доказательством.
Болезненным в бреде является не содержание, не выпадающее из сферы общепринятого, «сумасшедшее» отношение к окружающим людям и окружающему миру. Это нарушение бытия человека в окружающем мире.
Бред это собственное (изолирующее) убеждение. Частная реальность бреда обособливает бредовых больных из общества. Бредовый больной одинок со своим бредом, удален от общечеловеческого мира (алиенация).
Бред в общем не коммуникабелен (исключение: симбиотический бред).
Бредовая реальность есть реальность одного единственного человека, его личности и его мира.
При этом речь идёт о своей личности, даже когда на передний план выступает т. н. изменение окружающего мира.
Каждый человек в принципе способен к бредообразованию. Это зависит от способа, каким ему является мир. Мир в такой степени удалён от него, в какой и его Dasein. Человеческая экзистенция и человеческий мир принадлежат друг другу. Здоровые люди вольны иметь общее понятие об их общем мире, некоторые больные лишены этой возможности. Скованной, несвободной, суженной, лишённой единства, распавшейся экзистенции соответствует деструктивное, раздробленное, расформированное, суженное, стесненное и т. д. восприятие себя и мира.
Бредовое убеждение может возникнуть внезапно (вторжение бреда) или развиться постепенно. Большей частью бред возникает из бредового настроения: состояние тревоги — «что — то случилось», застигнутости чем — то жутким, изменение самого больного или его окружения (деперсонализация, дереализация), потрясения, страха, угрозы, боязливого ожидания, подозрения, недоверия, неуверенности, беспомощности, угнетенности.
Реже встречается состояние приподнятости, одухотворенности, расширения поля зрения. При этом в бредовом настроении еще нет тематизации. Бредовый больной охвачен своим бредом, им определяются его переживания, он размышляет и чувствует в соответствии с бредом.
Бред, путем новых вторжений, через посредство «уточняющих» галлюцинаций и истолкованных в смысле бреда замечаний (наблюдений — бредовые восприятия), может создавать себе «мотивировки», «доказательства» (работа бреда). При выстраивании отчетливой, взаимозависимой, замкнутой в себе структуры говорят о бредовой системе.
Из близкой к переживанию и определяющей поведение убежденности бредового больного делают вывод о динамике бреда (конструктивное понятие). Она может изменяться от буйной продукции до с сильными аффективными колебаниями до аффективно нудного монотонного течения резидуального бреда.