Биографически — ситуационный «определенный» бред
Жизненная ситуация может привести к бреду некоторых людей, имеющих личностные, возможно, врожденные, иногда приобретенные предпосылки. «Биографическая констелляция поставляет ряд условий для бредообразования». Аффекты многообразны — и, все же, не могут быть типологически сгруппированы.
Бред как тематизация неуверенности и изоляции.
В старости: когда старый человек чувствует снижение сил и умственных способностей, он может стать неуверенным. Если он к тому же одинок, он чувствует себя беззащитным и покинутым и в своем своем страхе (психоорганическая почва) может утратить контроль над реальностью. Страх определяет, что он чувствует себя (мыслит в бреде) преследуемым, подстерегаемым, ущемленным. Одинокий не может обсудить свои впечатления с партнером и выработать иное суждение по этому поводу.
Снижение функции органов чувств: в особенности тугоухость и глухота предрасполагают к недоверию, подозрение приводит к бредовой уверенности (бред отношения и ущерба). Снижение зрения может также привести к бредообразованию.
Иностранцы в иноязычном окружении часто чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, преданными, не имеют возможности договориться с кем — либо и, в силу соответствующего недоверия, продуцируют бред ущерба, преследования. Сходные расстройства могут возникнуть при многолетнем политическом преследовании.
Бред при непереносимом страдании
Уже здорового человека плохое самочувствие может привести к напряженному вглядыванию в окружающее и восприятию как знаков прежде безразличных вещей, жестов, слов и т. д. Моральная неполноценность будит недоверие и подозрительность, которые через «ключевое переживание» могут привести к бреду, в котором окружающие знают об ошибках, распространяют дурные слухи о больных.
Иногда стеничный больной может начать борьбу с распространителями слухов и жестоко мстить им — паранойя борьбы. Некоторым (сензитивным) людям маленькая несправедливость может показаться несоразмерно большой. Чувство оскорбленности («юридическая неполноценность») может стать непереносимым и привести к длительной борьбе, протестам против несправедливостей, нескончаемым обращениям в суд и т. д.: кверулянтский бред (ср. Михаэль Кальхаас Генриха Фон Клейста).
Чувство сексуальной неполноценности при снижении или исчезновении потенции (напр. вследствие болезней половых органов, алкоголизма) может стать длительным страданием и привести к бредовому убеждению о неверности партнера: бред ревности (это не значит, что любой бред ревности может быть понят таким образом).
Не актуализированная (под влиянием общественных норм) гомосексуальность, возможно, может привести к бредовому недоброжелательству.
Бред как эрзац — действительность при убогой реальности
Перманентным страданием может стать бедность, низкое происхождение, невыполненные желания эротической связи и материнства. Общественно обусловленные причины могут посредством таких данностей оказывать давление на норму.
Здоровый ощущает неисполнимость желания, но во всех случаях ищет пути к его выполнению и страдает, если это не удается. Однако, некоторые люди не только страдают, но могут предотвращать давление путем бредовой компенсации (гипотетическая «разъясняющая» интерпретация). При психозе больной получает разгрузку — желание исполняется в бреде: бред становится эрзац — реальностью (действительностью) — т. н. дезидеративный бред.
Эротическая неудовлетворенность и одиночество могут служить мотивацией любовного бреда: бредовое убеждение быть любимым, быть целью эротических желаний, или, в негативной форме, — целью эротического нападения, изнасилования. Впоследствии любовный бред может превращаться в эротический бред преследования.
Заключение, в особенности пожизненное одиночное, является непереносимой ситуацией для человека. Одиночество и несвобода действуют не только во внешнем смысле ограничения подвижности, но также в смысле жестко определенного будущего: не остается больше надежды. В таких ситуациях может развиться бред вины или бред помилования.
Можно помыслить (но это не уточнено), что некоторые формы бреда исцеления (зачастую встречающиеся у шизофреников) имеют свои корни в страхе чувства болезни и представляют собой бредовое преодоление этой непереносимой ситуации.
Бред как реакция на определенные сенсорные ситуации и галлюциногены
— сенсорная изоляция
— сенсорный избыток
— галлюциногены
Сенсорная изоляция может возникать акцидентально (экспедиции в Арктику, плавание в одиночку через Атлантику — Lindemann). В сообщениях о такого рода опытах описываются деперсонализационные и дереализационные переживания, бредовое ошибочное толкование ситуации, а также галлюцинаторное исполнение желаний: видеть землю, замечать оазис, слышать ободряющие голоса, охраняющие и ведущие. При экспериментальной сенсорной изоляции, при которой уменьшение сенсорной афферентации более выражено, чем при акцидентальной изоляции, дело часто доходит до бредового толкования ситуации: помещение негерметично, внутрь проникают шорохи, что — то проецируется внутрь экспериментального помещения, вводится туда. В ошибочном распознавании ситуации испытуемый может впасть в панику, обезуметь.
В какой степени может быть переработана таким образом сенсорная избыточность, неизвестно.
Под влиянием галлюциногенов (акцидентально, экспериментально) могут возникать пугающие переживания деперсонализации и дереализации, галлюцинации, иллюзорное недоосознание. Принявший препарат больше не знает об экспериментальной ситуации, по — бредовому ошибочно расценивает ситуацию (напр. думает, что доза слишком велика и он сделался душевнобольным)и может по — бредовому ощущать угрозу.
Сходные ошибочные оценки ситуации встречаются и у здоровых, особенно в состоянии переутомления, в окружении, вызывающем ошибки осознания (ночь, туман) и при напряженно — боязливом ожидании.