Влияние бреда на окружающий мир

Опубликовано: 20 апреля 2012 в 00:11

Одинокие все больше изолируются в своем бреде и полностью уединяются. Так бред может оставаться довольно длительно нераспознанным сослуживцами и соседями.

Во время изучения семейного окружения узнали об одном больном, который (в глухой сельской местности) никогда не видел врача.    В течение многих лет он сидел на чердаке, дверь которого запирал на множество замков. Только своей старой тетке он рассказал при случае, что он, особенно ночью, боится преследователей, что он слышит угрожающие голоса, которые мучают его. Но никто не знал о его  переживаниях, он часто менял место работы и никому ничего не рассказывал.

Однако, и членами семьи, друзьями, спутниками жизни больных бред может длительное время не распознаваться как таковой. Это зависит от потребности больного в общении и от бредовой тематики.

Например, бред преследования с мерами предосторожности и защиты, бред ревности с извинениями перед партнером может быть в первую очередь расценен как длительно существующий ипохондрический бред или бред вины.

     Требуется достаточно большое количество непонятных и не акцентуальных поступков, чтобы родственники поняли, что член семьи болен. Затем, в зависимости от часто меняющегося поведения больного, точка зрения колеблется между восприятием его как больного, отрицанием и «обвинением» возраста, «переработки» трудностей на работе и др.

     Бредовое заболевание члена семьи или спутника жизни является тяжелым грузом для партнера. Бред чужд, непонятен, вызывает страх и отрицание, он разрушает сообщество.

Терапевтическая помощь должна распространяться и на родственников больного.

     Есть четыре главных возможности для бредового больного в обществе:

1. Дистанцирование.

     Увеличение дистанции между больными и здоровыми ведет к дальнейшей изоляции, разводу, разъединению, госпитализации.

2. Акцептирование.

Приятие (обществом) больного наряду с правильной оценкой болезненного характера (переживаний) дает ему возможность, имея бред, сохранять связь с обществом. Открывает ему путь выхода из бреда (и, во всяком случае, к возвращению из клиники). В культурах с магически — религиозной картиной мира больной может дольше оставаться социально адаптированным, чем человек в индустриальной городской цивилизации.

3. Пролонгирование.

     В ряде случаев существование заболевания зависит от партнеров больного: он прочнее привязывается к партнеру, пока болен.

4. Партиципация.

     Иногда бред подкрепляется и даже усиливается родственниками или спутниками жизни больного. Бред образуется — в результате наследственной предиспозиции и в особенности в связи с психодинамическими данностями — в порядке симбиотического психоза: партнер (индуцированный) первично заболевшим (индуктором) партиципирует таким образом, как если бы сам он был продуктивным психотиком. Это нередкие случаи, когда бред сам еще способен коммуникативно влиять на других.