Гештальтпсихология, нейрофизиология и кибернетика о бреде

Опубликовано: 20 апреля 2012 в 00:30

Conrad изображает стадии развития бреда как гештальты шизофренического переживания.

     Трема (страх и трепет).

     Утрата обыденного порядка ведет к настроению измененности (своей или окружающего мира), чуждости (деперсонализация, дереализация), тревожности, неинтимности, где царит страх. В этом бредовом настроении еще нет тематизации.

     Апофения (обнаружение) и анастрофа (разворачивание). Из бредового настроения тремы возникает новое лицо окружающего. Дереализация, обманы чувств, нарушения мышления (преобладание протопатической чувствительности над эпикритической) открывает дорогу патологическому приданию значения   в бреде. В анастрофе больной переживает разрушение Я в бредовом мире, попадает в ловушку собственного субъективизма. Бредовая тема формируется, бред эвентуально систематизируется. Больной изолируется в своем аутистически — дереализованном мире, в котором он уже не может объясниться с другими.

     Апокалипсис. В стадии апокалипсиса происходит распад переживания, распад гештальта, с нарушением мышления, чувствования и кататоническими симптомами.

     Conrad показывает, как становится невозможным переход из бредового переживания в небредовое, «коперниковский поворот».

Кибернетика

     В центре этого способа рассмотрения стоит концепция фильтрации (нарушение регулировки) и патологической контролируемости.

     В своем поведении в окружающем мире здоровый человек исходит из предпосылок вероятности. Малые вероятности, т. е. невероятные возможности, мы исключаем, большие мы считаем верными, средние принимаем во внимание в виде соображений. Грань между отбрасываемыми и принимаемыми во внимание вероятностями нечетка, она зависит от внешних данностей: регулировка зависит от ситуации. В потенциально опасной ситуации принимаются во внимание и экстремальные вероятности.

     Окружающий мир содержит для нас множество знаков. Информация из внешнего мира задерживается обратно пропорционально вероятности, с которой мы чего — либо ожидаем, это значит, что неожиданное, которое нам встречается, является информативно ценным, отсутствие чего — то очень вероятного — также.

     Дефект этой регуляции (фильтра) имеет следствием, что воспринимается слишком много информации, т.к. не происходит селекции невероятного. Человек с нарушенной регуляцией наводнен информациями, которые он не может категоризировать, не может овладеть ими. Таким образом, мир становится для него поразительным, неожиданным, многозначным и подозрительным.

     Неспособность оценить вероятность банального ожидаемого ведет к усилению переживания значения, чему соответствует напряженный контроль за внешними впечатлениями.

Нейрофизиология

     Исходит из наблюдений в экспериментальных сенсорных ситуациях. Вид и степень психопатологических переживаний при этом зависят от полноты и длительности изоляции, степени испытываемого при этом страха, момента жизни, в который проводится эксперимент. Бредоподобные реакции тем меньше зависят от личности, чем полнее и длительнее изоляция.

     Для нормального функционирования нервной системы необходим приток афферентных импульсов. Если он прерывается (сенсорная изоляция, дефекты органов чувств), происходит психическая дезинтеграция: галлюцинации и бред есть отражение нарушенного контроля над реальностью, который осуществляется всем комплексом функций организма.