Гипокинезия, акинезия, ступор

Опубликовано: 20 апреля 2012 в 10:31

Двигательная заторможенность (гипокинезия) вплоть до неподвижности (акинезня) в ступоре.

Спонтанные или вызванные движения редки, лицо гипо — или амимично. При полной неподвижности больной почти всегда бессловесен (мутизм). Больной не встает, но может оглядываться по сторонам. Выражение лица индифферентное, в некоторых случаях выражение отрадания, удрученности, беспомощности, страха. В слу­чаях выраженного страха ступорозные больные могут быть «напряжены», они выглядят так, словно в любой момент могут предпринять внезапное действие.

Иногда больные отказываются от пищи и воды (вплоть до необходимости искусственного кормления). Некоторые совершают движения для удовлетворения потребностей. Другие не делают и этого, встречается задержка стула и мочи.

По взгляду и напряженной мускулатуре можно определить, что больной бодрствует. О ясности сознания во время ступора нельзя судить с точностью. Иногда после выхода из ступора больной мо­жет дать информацию о своих переживаниях во время пребывания в нем.

Ступор не является в глобальном смысле новым симптомом:

состояния, похожие на ступор, встречаются у здоровых людей при внезапном испуге, в состоянии выраженного страха и беспомощности, при панике.

Поскольку контакт с больным в ступоре невозможен или затруднен, дифференциальная диагностика ступоров часто трудна, а без неврологического обследования и анамнеза невозможна.

Ступор при шизофрении (кататонический ступор)

Кататонический ступор понимается как застывание в страхе, испуге и беспомощности при тяжелейшем страдании Я — сознания в его различных измерениях. Тот, кто не знает, жив ли он еще, способен ли он действовать, не уверен в единстве и отграниченнести от окружающего своей личности, способен застыть в ступоре.

Поэтому все, что приводит к восстановлению достоверности Я — переживания, может иметь терапевтическое значения для кататонического ступора. Так, если потеряна Я — идентичность, до­статочно иногда обращения по имени, чтобы улучшить состояние больного. Другому больному можно помочь вернуть ощущение своей активности, проделывая с ним физкультурные, дыхательные упражне­ния и т.д. Ясно, что при тяжелом поражении чисто вербальный те­рапевтический подход часто недостаточен. Но недостаточна и чисто нейролептическая терапия или ЭСТ, больного нужно восприни­мать как личность.

Часть больных лишь с большим трудом может быть выведена из ступора. Но даже если они объективно не реагируют, все равно по­лезно не оставлять их в этом состоянии одних, но оставаться и говорить с ними. Иногда удается сделать с ними пару шагов — и это первый терапевтический успех на дороге к общезначимому миру.

Другие виды кататонического ступора возникают при загружен­ности галлюцинаторными и бредовыми переживаниями, напр.в экстазе.

 Ступор при тяжелой меланхолии: депрессивный ступор Переживание страха и вины, девитализации и гибели, тяжелая беспомощность и тотальная неспособность принять решение при полном истощении побуждений могут принять такой масштаб, что больной застынет в ступоре.

По опыту известно, что психотерапевтический подход к больному в депрессивном ступоре значительно тяжелее, чем к больному в кататоническом ступоре.

 Ступор как непосредственная реакция: психогенный ступор

В некоторых случаях ступор может встречаться как реакция на шок, испуг, при панике: от страха застывают в ступоре при катастрофа, при тяжелых известиях, а иногда во время экзамена.

Ступорообразные состояния при остром экзогенном типе реакции

Напр. при отравлениях (фармакогенный ступор, нейролептики), при энцефалите,  при эпилепсии.

Эти виды ступора диагностируются после обязательного неврологического и параклинического обследования.

Ступор может длиться от минут до часов и более. Это за­висит от вида ступора и возможности провести адекватную терапию.