Негативизм подростков

Опубликовано: 14 мая 2012 в 09:02

По большей части подростковый негативизм можно охарактеризовать одной фразой: «Не хочу и не буду!». Это чаще всего не упрямство, а просто демонастративность – когда дети желают не только отделиться от взрослых, но сравняться с ними. Хотя реальных предпосылок для подобного равенства нет никаких: ни в интеллектуальном, социальном или  финансовом плане. И тогда подросток вооружается упрямством, он начинает бунтовать, поскольку из этого поединка он стремится выйти победителем. Поэтому без гонора и хамства исход такого соревнования предрешен. А выигрыш так важен для самоутверждения, так желаем! И здесь должен разумно поступить взрослый человек, проявив строгость. Бунт подростков неизбежен, но лучше, если он будет оставаться «местным» бунтом, а не превратится в «мировую революцию».

Почему это происходит?

Может показаться, что логичной реакцией будет — пойти навстречу ребенку, дать ему проявить самостоятельность по максимуму, постараться снять практически все запреты. Но, как ни парадоксально, эта свобода действий только подольет масла в огонь, поэтому он начнет разгораться еще сильнее. Если расширить зону влияния подростка, ему захочется делать это до бесконечности. Иногда вам будет казаться, что ребенок осознанно нарывается на запрет. К примеру, вы разрешили дочери подкрасить губы, а она тут же воткнула три серьги в бровь и выкрасила волосы в угольный цвет. Вы расширили границы владений подростка, поэтому он возжелал завоевывать очередную новую территорию. Вы разрешили сыну поехать одному к бабушке с ночевкой в деревню, а он через неделю начнет требовать отпустить его с ребятами на море.

Поэтому необходимо сразу понять одно: подросток все равно взорвется и начнет бунтовать, это неизбежно, потому что так он стремится возвыситься над взрослыми, а не просто получить что-то. Поэтому взрослые не должны уступать в мелочах, чтобы гарантировать защиту своего ребенка. Эти просто и впоследствии вы это прочувствуете, в какой-то степени обезопасив свое чадо от возможного бунта. Не уступая своему ребенку и проявляя строгость в своих решениях, вы как бы надеваете латы, броню, которые защитят не вас, а ваше дитя.

За примерами можно далеко не ходить. В советские времена подростки в школе были обязаны носить форму, под запретом было ношение золотых колец и серег, нельзя было также краситься и курить. Хотя девочки могли надеть в школу юбки и свитера, а мальчишки — покурить на заднем дворике или в туалете, и при этом они ощущали себя настоящими героями, самыми смелыми! Так они реализовывали свою потребность самоутвердиться. Остальные же ребята подражали им в своих мечтах. В те времена бунтарскую потребность можно было насытить скромными средствами, «малой кровью»! А благодарить за это надо ханжеские и, казалось бы, абсурдные строгости «застойной» школы.

И к чему мы пришли? Школьная форма в прошлом – ходи, в чем пожелаешь: мини-юбки,  брюки, лосины (за которые 20 лет тому назад девочка наверняка была бы выдворена из школы!), а волосы можно выкрасить в самый невероятный цвет. И неизбежный подростковый бунт теперь выливается в другие формы – наркоманию и проституцию, раннюю половую жизнь, аборты, преступления, сексуальные извращения. Потребность в бунте всегда ищет своего выражения, подростку просто необходимо протестовать, чтобы самоутвердиться. Это школьное попустительство толкает его на негативное поведение, сейчас дети, бунтуя, прибегают к помощи не таких невинных средств, как раньше. Сегодняшняя тенденция вполне определена, что не внушает оптимизма.

Как реагировать?

Значит ли это, что подростку нужно все запрещать, превратить его жизнь в тюрьму? Но все же разумные границы присутствовать должны во всем, поэтому не торопитесь назвать традиционные ограничения глупыми и абсурдными.  Запрещать кое-что подросткам даже важнее, чем детям помладше. Иное дело, что запреты не должны превращаться в казарменный, жестокий режим, кроме случаев, когда ваше чадо действительно подвержено  серьезной опасности. Разумеется, это только родителям решать, позволить или нет  накрасить двенадцатилетней дочери помадой губы и налить или нет рюмку сухого вина сыну-восьмикласснику. Однако не стоит забывать, что за первым шагом неотвратимо  последуют остальные. Причем намного скорее, чем вы думали.

Помните: чем раньше вы установите запрет, тем его нарушение будет более безопасным для подростка. Если вы будете побаиваться оказать давление (сейчас стало модно этого бояться), ребенок и вовсе пойдет вразнос. Ведь для него-то важно — вызвать бурную реакцию педагогов и родителей, насладиться их бессилием и своей победой. А реакции-то нет! Делай что хочешь, вот тебе, пожалуйста, все разрешено и можно. И получается, что своим попустительством родители толкают ребенка на асоциальное поведение. И как их еще пронять? Девочка может разве что пойти на панель, а мальчик — ограбить банк!

Рассмотрим еще несколько примеров. Ваша дочь собирается к подруге на день рождения к подруге и красит губы слишком яркой помадой. Вы требуете срочно вытереть губы. И тогда девочка все же накрасит их, но бледненько-розовой помадой. Или сын сообщает, что погуляет с ребятами и будет дома к двенадцати. Если вы не прореагируете и согласитесь с этим, то подросток для того, чтобы рассердить вас, явится вообще под утро или не придет вовсе ночевать. А если вы ограничите его прогулку до десяти, то можете не сомневаться, что к двенадцати ребенок вернется – он реализует свою потребность в бунтарстве, и вам это обойдется довольно дешево – вы минуете бессонную ночь! И вы будете довольны, что выспитесь, и ребенок будет удовлетворен, что нарушил требование родителей и воплотил  свой вожделенный протест. Принцип ясен?..