Сенильная деменция

Опубликовано: 16 мая 2012 в 09:11

Зачастую сенильное слабоумие развивается у пожилых людей возраста 65-85 лет, хотя может развиться как раньше, так и позже. Начинается болезнь почти всегда медленно, малозаметно, но присутствуют характерологические изменения, напоминающие личностные сдвиги, которые свойственны естественному старению, но отличны от них выраженностью, быстрым прогрессированием и утрированностью. На инициальном этапе происходит заострение индивидуальных психологических особенностей, но в дальнейшем это сглаживается. Наступают личностные патологические изменения, типичные для старческого слабоумия (сенильной психопатизации личности).

 Причины развития заболевания

 Геронтопсихиатры ставят сенильное слабоумие в разряд эндогенно-органических психических заболеваний, рассматривая его как выражение патологического старения мозга и организма в целом. Большая роль в развитии заболевания отведена наследственному фактору. Доказано, что риск возникновения сенильного слабоумия у родственников больных существенно выше, чем у остальных. Известное значение в развитии болезни придается соматическим заболеваниям тяжелой формы — недостаточности иммунной и аутоиммунной системы, что приводит к деструктивному изменению центральной нервной системы.

Анатомическая основа болезни — диффузная атрофия коры головного мозга и сопутствующие ей морфологические изменения. При патологоанатомическом исследовании обнаружено уменьшение массы мозга до 1000 г и меньше, извилины истончаются, а борозды и желудочки мозга расширяются из-за внутренней гидроцефалии. Как показывают микроскопические исследования, число нервных клеток намного уменьшается. Для мозга больных старческим слабоумием характерны сенильные бляшки — участки нервных тканей, пораженные амилоидозом. В нейронах коры мозга можно встретить необычные изменения нейрофибрилл.  Подобные морфологические сдвиги часто обнаруживают и при макро- и микроскопических исследованиях головного мозга людей, которые умерли в старческом возрасте и не страдали сенильной деменцией. Но у них эти изменения носят не столь выраженный и регулярный характер.

Проявления

Больные в отношении характера становятся похожи, им присущ карикатурный эгоцентризм, они черствы, скупы, собирают старые ненужные вещи. У таких людей пропадают былые интересы и увлечения, но при этом происходит расторможение элементарных биологических потребностей: аппетит неумеренно усиливается, проявляется гиперсексуальность в виде завышенного интереса к молодым людям противоположного пола, человек склонен к разговорам на тему эротики, иногда встречаются попытки развратных действий с подростками.

Душевная жизнь таких пациентов становится примитивной и однообразной, они зачастую  угрюмы и раздражены. Уже в начале заболевания возникают симптомы мнестико-интеллектуальной недостаточности, со временем достигающей стадии глубокого слабоумия, когда происходит распад всей психической деятельности. Страдает сначала механическая память, затем развивается фиксационная амнезия, что приводит к дезориентировке во времени и месте. Намного позже расстраивается ориентировка в своей личности, что доходит порой до не узнавания своего отражения в зеркале. В дальнейшем развитие расстройств памяти происходит по закономерности прогрессирующей амнезии. Память теряет свои запасы, от недавно приобретенных умений и знаний, до более старых и автоматизированных. Постепенно память опустошается: больные не знают, где живут, есть ли у них дети, не знают свой возраст и профессию. Часто пробелы в памяти заполняются ложными воспоминаниями.

Динамика

Нарушения мышления, которые начинаются с трудностей при обобщении, установлении причинно-следственной связи, постоянно нарастают и приводят к непониманию простых вопросов, невозможности осмыслить окружающую обстановку. Достаточно долго речь  остается упорядоченной, но после грубо расстраивается, превращаясь в болтливость. Восприятие становится расплывчатым и нечетким.

У некоторых пациентов возникает «сдвиг в прошлое», они совсем не помнят последние года, десятилетия и большую часть жизни, но у них оживают воспоминания о далекой юности, молодости, что расценивается, как происходящее вокруг. Больные твердят, что им 20 лет, что только вышли замуж и у них маленькие дети. Обстановка больничной палаты принимается за прежнюю квартиру, а в окружающих они узнают умерших родственников и старых друзей. Часто больные долго спят днем, а ночью страдают бессонницей, что сопровождается суетливостью и хождениями. Ночью возникают эпизоды ложной ориентировки и спутанного сознания, случаются попытки ухода, сбор вещей «в дорогу».

Поведение больных в начале слабоумия относительно упорядоченное, но со временем они  все более суетливо-бестолковые, беспомощны в житейских делах, неспособны к самообслуживанию и неряшливы. Уходят из дома и не способны найти дорогу обратно,  включают в жилье газ, совершают поджоги. Сенильная деменция протекает волнообразно- или непрерывно-прогрессирующе. Некоторые больные могут дожить до стадии маразма, когда они практически неподвижны, безучастны, недоступны к общению, лежат в эмбриональной позе, сохраняются лишь отдельные биологические потребности. Смерть наступает из-за интеркуррентных заболеваний. От появления симптомов старческого слабоумия до смерти обычно проходит от двух до десяти лет.

Распространенность

Сенильную деменцию относят к частым формам психопатологии позднего возраста. Около 5-10% лиц возраста от 65 лет страдает старческим слабоумием. В более позднем возрасте риск развития заболевания возрастает. Среди больных сенильным слабоумием число женщин в два раза превышает количество мужчин. Прогноз сенильной деменции крайне неблагоприятен в связи с неизбежным возникновением глубокого слабоумия, маразма и смертью больных в пределах 8-10 лет от появления первых симптомов деменции. Несколько лучшим будет прогноз при позднем начале деменции (после 80-85 лет), когда темп нарастания слабоумия замедлен.

Лечение и профилактика

Больным сенильной деменцией, прежде всего, необходимо наблюдение и уход. Им нужно  обеспечить диетическое питание, а также требуется следить за тем, чтобы физиологические отправления были регулярными, а кожа — чистой, добиваться двигательной активности и по возможности привлекать пациента к простым формам деятельности. Поведение больных нужно держать под постоянным контролем, поскольку они совершают опасные поступки.

Пока еще не разработана эффективная терапия старческого слабоумия, остановить этот  процесс не удается.

В основном медики назначают симптоматическое лечение, которое направлено на поддержание деятельности сердечнососудистой системы и соматических функций. Применяются витамины и лекарства, назначенные с целью коррекции возрастного недуга.

На раннем этапе сенильно-атрофического процесса могут быть назначены ноотропные препараты, но интеллектуально-мнестическая недостаточность обычно не компенсируется существенно. Для расстройств сна назначаются нитразепам и хлорпротиксен. При появлении психоза применяют нейролептики и мягкие антидепрессанты. Доза психотропных средств составляет не более 1/3- 1/4 средней дозы, применяемой к больному зрелого возраста. Транквилизаторы назначают редко из-за их неудовлетворительной переносимости лицами старческих лет.

Больным сенильной деменцией нужна госпитализация лишь в случае возникновения психоза или грубого расстройства поведения. Надо учитывать, что при любом изменении привычного уклада жизни, в том числе и помещение в больницу, это способствует ухудшению психики и физического состояния больного старческим слабоумием, и приближает летальный исход. Реальных мер профилактики сенильной деменции пока не выявлено. Определенную профилактическую цель может иметь эффективная терапия соматических патологий у пожилых людей.