Признаки аутизма у детей в раннем возрасте
Особенности взаимодействия малыша, страдающего аутизмом, с близкими людьми и, в первую очередь, с мамой могут быть обнаружены даже на инстинктивном уровне. Распознать симптомы аффективного неблагополучия можно в наиболее ранних реакциях младенца, которые значимы для адаптации. Далее они будут рассмотрены более подробно.
Отношение к матери
Одна из первых необходимых для адаптации форм реагирования малыша — это привыкание к рукам мамы. Как вспоминают многие мамочки аутичных детей, у них возникали проблемы с этим. Им сложно было найти взаимоудобную для матери и крохи позицию во время кормления, укачивания, при ласке, так как в руках мамы ребенку не удавалось принять комфортную, естественную позу. Он делался аморфным, будто «растекался» на руках, или же очень напряженным, неподатливым, «как столбик». Напряжение могло быть настолько велико, что после держания младенца на руках у матерей иногда «болело все тело».
Вторая форма раннего приспособительного поведения малыша — фиксация взгляда на мамином лице. В норме у ребенка очень рано возникает интерес к лицу человека, уже на первом месяце жизни кроха может проводить все время бодрствования в зрительном контакте с мамой. Общение посредством взгляда является основой для развития дальнейших форм общения. При признаках развития аутизма избегание смотреть в глаза или непродолжительный контакт отмечаются рано. Как говорят члены семьи с аутичным ребенком, взгляд малыша было сложно поймать не потому, что он его не фиксировал, а потому, что он смотрит как бы «сквозь». Но иногда они ловили на себе мимолетный, но острый детский взгляд. Благодаря экспериментальным исследованиям аутичных детей постарше, стало известно, что человеческое лицо и для аутичного ребенка — самый притягательный объект. Но он не способен надолго зафиксировать на лице свое внимание, поэтому наблюдается чередование фаз отвода глаз и быстрого взгляда.
Улыбка младенца
Нормальной приспособительной реакцией малыша также является принятие предвосхищающей позы: когда он протягивает ручонки к взрослому, если родитель наклоняется к нему. У аутичных ребят эта поза плохо выражена, что свидетельствует об отсутствии у них стремления очутиться на руках мамы, о дискомфорте от пребывания на руках.
Среди признаков благополучного аффективного развития малыша находится своевременное появление улыбки и ее адресация близкому. Все дети с аутизмом начинают улыбаться практически вовремя, но качество улыбки бывает своеобразным. Родители отмечают, что улыбка возникает не от присутствия родного человека и его обращения к крохе, а от ряда иных приятных малышу сенсорных впечатлений: музыки, тормошения, света лампы, узора на одежде матери.
У некоторых аутичных детей не возникает известный феномен «заражение улыбкой», хотя в норме он проявляется в возрасте от трех месяцев и превращается в «комплекс оживления» — первую форму коммуникативного поведения малыша. При этом он радуется при виде мамы (улыбается, гулит, повышается его двигательная активность, растет продолжительность фиксации взгляда на лице родителя) и настаивает на общении с ней, расстраивается в случае слабой реакции взрослого на его обращение. При аутизме часто наблюдается «сверхдозирование» малышом такого общения, это его быстро пресыщает, и ребенок отстраняется от мамы, которая пытается продолжить контакт.
Умение различать выражения лица
Поскольку близкие люди, ухаживающие за младенцем, и в физическом, и в эмоциональном плане являются постоянными посредниками его взаимодействия с окружающей средой, кроха уже с малого возраста должен хорошо различать разные выражения лица взрослых.
Как правило, эта способность возникает в возрасте 5-6 месяцев, хотя существуют данные, свидетельствующие о возможном наличии ее и у новорожденного. При неблагополучном аффективном развитии у малыша отмечаются затруднения в различении выражения лиц близких, а иногда наблюдается и неадекватная реакция на эмоциональное выражение лица человека. Ребенок с аутизмом может заплакать при смехе близкого или засмеяться при плаче. При этом малыш ориентирован не на критерий качества, не на знак эмоции, а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормального развития ранних этапов. Поэтому аутичный малыш и после полугода пугается, к примеру, громкого смеха, даже если засмеялся близкий человек.
Для адаптации крохе также надо уметь выражать свои эмоции, делиться ими с близкими. В норме они обычно проявляются уже в два месяца. Мать отлично понимает настроение малыша, а потому может его утешить, избавить от дискомфорта, развеселить, успокоить. При аутизме даже опытные мамы, со старшими детьми, часто вспоминают, как трудно они понимали оттенки эмоциональных проявлений аутичного малыша.
Феномен «привязанности»
Одна из наиболее значимых форм для психического развития малыша — феномен «привязанности», основной стержень, благодаря которому налаживается и усложняется система взаимоотношения малыша с окружением. Основной признак формирования привязанности — происходящее на определенном этапе выделение ребенком «своих» из группы людей, и очевидное предпочтение единственного лица, которое ухаживает за ним, переживание разлуки с этим человеком.
Грубые нарушения в формировании привязанности наблюдаются при отсутствии на раннем этапе развития младенца постоянного близкого, при разлуке с матерью в течение первых 3 месяцев жизни. Это явление госпитализма, которое наблюдал Спитц у детей, кто воспитывался в доме малютки. У них были выражены нарушения психического развития: когда тревога постепенно перерастает в апатию, снижается активность, ребенок поглощен примитивными формами самораздражения (раскачивает, мотает головой, сосет палец), безразличен к взрослым, пытающимся наладить с ним эмоциональный контакт. Но если при госпитализме имеется «внешняя» причина, что вызвала нарушение формирования феномена привязанности (отсутствие матери), то в случае детского аутизма это нарушение рождается из-за закономерностей особого вида психического и аффективного развития малыша с аутизмом, который не поддерживает естественную установку мамы на формирование привязанности. Это проявляется так слабо, что мать может и не замечать неблагополучия в складывающихся с ребенком отношениях. Он может по норме вовремя начать выделять близких, узнавать мать, предпочитать ее руки, требовать ее присутствия. Но качество привязанности и динамика ее развития в более сложные формы эмоционального контакта с мамой бывают особыми и отличными от нормы.
При аутистическом развитии у крохи иногда развивается сверхсильная привязанность к конкретному лицу на уровне примитивной связи (совместного существования).
Создается впечатление, что малыш физически неотделим от мамы. Эта привязанность проявляется как негативное переживание разделения с матерью. При малейшей угрозе разрушения связи у ребенка возникает катастрофическая реакция на соматическом уровне (рвота, высокая температура, отказ от еды). В норме малыш этого возраста тоже тревожится, расстраивается при уходе мамы, но его реакция не столь витальна, его можно заговорить, отвлечь, переключить на любимое занятие. Ребенок с аутизмом может вообще не демонстрировать привязанности к маме, не призывать ее к общению, к совместным играм, не делиться с ней своими положительными эмоциями и не откликаться на ее обращение. Но ребенок просто не выпускает мать из поля зрения (она не сможет уйти в другую комнату или закрыть дверь в туалете), а иногда выделяет на какой-то период одно предпочитаемое лицо и не принимает остальных членов семьи.
При дозированном проявлении признаков привязанности, что складывается в эмоциональной связи с мамой, малыш начинает рано ее выделять и проявлять иногда по отношению к ней сверхсильную, но ограниченную по времени позитивную эмоциональную реакцию. Ребенок способен проявлять восторг, дарить маме «обожающий взгляд». Но эти моменты кратковременны, яркое выражение любви сменяется периодами индифферентности, малыш вообще перестает откликаться на попытки матери общаться, попытку «заразить» ребенка эмоционально.