Сила «Я»
Эта конструкция очень глобальна. Она характеризует личность в покое и проявлениях.
Она включает прежде всего способность к ауто — и аллопластической адаптации и синтезу (качество различных функций). К силе «Я» можно причислить способность к преодолению трудностей, устойчивость, стойкость в жизни, безопасность и самостоятельность, способность предъявлять требования к себе и другим, способность к интеграции в личности, способность без большой боли переносить превратности судьбы, крушение желаний и надежд, способность не зависеть от мнения других.
От силы «Я» зависит также т. н. внушаемость или резистентность к индукции.
Замечания к этой классификации
То, что эти, применяемые в качестве основных принципов, представления вещественно соответствуют переживанию «Я» — не доказано. Гипотетическое членение измерений проявляется в случае тяжелейших нарушений «Я». При более легких степенях нарушения переживания «Я» эти измерения не выступают в такой отчетливой взаимосвязи, но и здесь многие измерения могут быть поражены.
При тяжелых нарушения «нижних», «центральных» измерений, остальные почти не осознаются, и, соответственно, не кажутся нарушенными. Напр. при тяжелой Я — девитализации вопросы о консистенции, отграничении, идентичности «Я» больше не стоят.
Напротив, «сверху вниз» возможно послойное строение. Сила «Я», картина «Я» могут быть существенно повреждены или разрушены без нарушения идентичности «Я» и нижеобозначенных измерений. Нарушение Я — консистенции в большинстве случаев связано с нарушением Я — демаркации и жизненности, но, возможно, и не необходимым образом. Я — идентичность может быть нарушена без обязательного нарушения консистенции, демаркации, активности и жизненности.
Отношение данного способа рассмотрения к психоаналитической Я — психологии.
Это вытекающее из феноменологии воззрение на измерения «Я» не противопоставляется психоаналитической теории. Оба способа измерения лежат в различных плоскостях. Этот способ рассмотрения, относящийся к описательной, и, в дальнейшем, к феноменологической плоскости, выработан в общении с больными. Выработанное таким образом деление на измерения позволяет понять многие симптомы шизофренных или шизофреноподобных психозов, даже не выходя за рамки возникновения нарушений названных измерений переживания Я. Психоанализ, напротив, не поставляет описательных терминов,, но употребляет генетические: ищет объяснение, причины возникновения симптомов. Психоаналитическая теория с ее собственными терминами может быть приложена там, где ей предшествует тщательное, по возможности свободное от интерпретаций описание.
Психоаналитическая Я — психология уже при Фрейде имела долгую историю развития. Но, по — прежнему, нет единства в вопросе о том, чем, собственно, является Я. Фрейд называл Я в ранних работах организацией нейронов, позже организацией психических процессов, с определенными задачами по отношению к Оно, Сверх — Я и внешней реальности.
Чем должно быть Я как переживание, каковы взаимоотношения между метапсихологическим конструктом Я и переживанием — этим вопросом уже ранее занимался Schilder и, в особенности, Federn. Federn является одним из первых психоаналитиков, который указал на столь важные для патологии шизофрении (и понимаемые не статически) границы Я.
По поводу отношения конструкта Я к обычным психическим инстанциям единства мнений нет. Прежде всего неясно, происходит ли регрессия тотально или касается единичных функций (как это постулировал Hartmann для слабости Я, и до какой степени регрессия идет параллельно регрессии влечений (Bellak).
Для развития Я существенны различные группы факторов: наследственные особенности Я, отпечатки впечатлений, влечений и влияния внешнего мира. Hartmann в особенности указывал на то, что Фрейд абсолютно отрицал возможность «органически» обусловленных «Я — различий».
Я исторически развивается из Оно. Но Оно — злая мать, пожирающая Кали, которая угрожает своему ребенку, Я — организации, и может даже поглотить его. Оно может заставить Я снова стать Оно.
Нет полного единства мнений о том, какие функции можно приписать конструкту Я. Я (частично сознательное), которое само находится под влиянием Сверх — Я, воздействует как представитель принципа реальности, вторичного процесса, «наружу и внутрь». «Внутрь» оно воздействует на Оно (полностью бессознательное), средоточие влечений к жизни и смерти (эрос и танатос, либидо и мортидо, либидо и агрессия), и влияет на влечения: допущение действия, задержка, модификация. Для Оно Я впервую очередь аппарат задержки (Nunberg, Fenichel). «Снаружи», для внешней реальности, Я является воспринимающим аппаратом: перцепция, апперцепция, воля, интенциональность, мотивация, действие, испытание реальности. «Механизмы защиты», на которых, в конечном итоге, центрируется психоанализ, «локализуются» в Я.
Каким образом упорядочены функции Я у здоровых, мы знаем мало: «Мы знаем не очень много о том, какая форма структурной иерархии функций соответствует прочному душевному здоровью».
Вопрос энергоснабжения Я неоднократно поднимался. Есть ли у Я свои (не сексуальные, не агрессивные) энергии, или оно использует свою способность к нейтрализации, десексуализации и деагрессивизации сил влечений? Вопрос имеет значение для самопогружения в нарцизм путем нейтрализации энергии, в патологии — вследствие слабости функций Я, недостатка сексуальной и агрессивной энергии влечений.