Условия образования бреда

Опубликовано: 19 апреля 2012 в 23:39

По своей сути, бред есть особый — это значит, обособленный от людей — (частный) способ осмысления себя и мира. Мы всегда насторены на какой-нибудь лад — и наше настроение определяет восприятие себя и мира — настроенность — это способ, каковым мы бытуем в мире и каким нам является мир.

 Уже сильный аффект у здорового может изменить его осмысление по сравнению с имевшим место прежде. Печальному весь мир кажется серым и тяжелым, и он не может избрать другую точку зрения. Озорнику все представляется легким, быстрым и т. д. Недоверчивый воспринимает «безобидные» события, слова, мимику, жесты, знаки, как если бы они, согласно его подозрениям, содержали намеки на его недобросовестность, слабость, беззащитность, изоляцию.

     Влюбленному мир кажется измененным и полным знаков и примет любимого человека. Испуганному многое до сих пор безобидное кажется угрожающим. Чем сильнее настроение определяет жизнь, тем тяжелее даже для здорового принять иную точку зрения. Но это достижимо до тех пор, пока остается возможным взаимопонимание с другими.

     Бред и возраст.

     Возраст играет роль в выборе темы. Независимым от возраста является ипохондрический бред. Некоторые авторы устанавливают связь с пубертатом и старостью. Бредовая смена идентичности (включая бред происхождения) после 30 лет не встречается. В возрасте после 50 лет преобладают темы преследования, ипохондрия, религиозные темы.

     Бред и пол.

     Любовный бред чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Бред величия встречается почти исключительно у мужчин. Прочие бредовые темы не имеют четкой корреляции с полом.

     Бред и интеллект.

     Бредообразование не имеет прямой связи со снижением интеллекта. Люди с хорошим интеллектом точно так же способны к бредообразованию, как и малоодаренные. Однако, интеллект влияет на оформление и вербализацию бреда. Хронические больные с хорошим интеллектом могут формировать сложные бредовые структуры. Слабоумные и дементные продуцируют неуклюжий, грубый бред.

     Как у здорового, так и в бреде настроенность определяет восприятие себя и своего мира. Как по настроению бредовых больных, так и в соответствии с их биографически — ситуационной детерминированностью, мы выделяем четыре группы условий бреда.

  Бред как мотивация (осознание) аффективность данного.

     Иногда бред сходен или однозначен с определяющим настроением (бред синтимный,т. е. содержание и настроение взаимозависимы, или голотимный, т. е. настроение целиком заполняет больного, без больших внутренних противоречий). Таков бред меланхолика.

депрессия

     Витальная редукция со страхом гибели и чувством вины  — бред меланхолика.

     Бред собственной гибели  — бред гибели.

     Бред гибели от заболевания — ипохондрический бред.

     Бред гибели посредством разорения, от голода — бред разорения.

     Бред гибели от вины, греха — бред греховности.

      Бред гибели от наказания — бред проклятости.

                              — бред наказания.

                            — депрессивный бред преследования.

     Бред собственной гибели (с исчезновением мира) — нигилистический бред.

мания

     Повышенное чувство витальности маниакальных больных может обусловливать (повышенное) чувство силы, власти, переоценку собственной одаренности, богатства. Иногда вследствие этого возникает бред величия. Отсюда (вторично)может возникнуть опасение быть ограбленным, утратить это величие, это богатство: бред ущерба.

     В известной мере доступно понимание, как определенным образом настроенный человек (меланхолик, маниакальный) образует бред, но при этом еще не выяснено, почему один человек, настроенный таким образом, становится бредовым больным (и, к тому же, на определенный лад — вина, боязнь), а другой нет. Соотношение настроенности и биографически персонального, а также социокультурального опыта определяет это.

     Там, где религиозное вероисповедание конкретно сулит ад, возникает бред проклятости, который встречается в католических и почти никогда — в протестантских местностях. В случае, если чувство вины не индоктринировано, оно реализуется в идее болезни. В тех случаях, когда душу смущают медицинские объяснения, анатомические знания, если родственник или близкий знакомый страдает или умирает от острого инфаркта или рака, может быть подхвачена эта тема.

     Там, где сексуальная потенция определяет чувство собственной ценности, больной проецирует девитализацию (ощущает, испытывает) на собственные половые органы (напр. утрата гениталий — в Индии).

     Последнее «почему» бреда, т. о. еще не уточнено. «Почему»- причина обращения от реального (общечеловеческого, общественного) к ирреально — аутистическому переживанию мира бредовых больных, причина поворота в безумие.