Психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия

Опубликовано: 15 июня 2011 в 04:57
  1. Психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия
  2. Детские причины взрослых проблем: психологические защиты и ревизия некоторых представлений психоанализа
  3. Когнитивный подход,- «схема тела» по П. Шильдеру
  4. Теория личностных профилей Ф. Данбар
  5. Теория психосоматической специфичности Ф. М. Александера
  6. Современные психодинамические представления о психосоматике
  7. Алекситимия (П. Сифнеос)
  8. Ресоматизация (М. Шур) и двухфазное вытеснение (А. Митшерлих)
  9. Cоматизация
  10. Базовая тревожность (К. Хорни)
  11. Модель внутрипсихического конфликта
  12. Модель психосоматических нарушений по У. Глассеру

Еще на заре психоанализа З. Фрейд описал психосоматический механизм развития телесных заболеваний: по его мнению, при неврозах сильное эмоциональное возбуждение (психотравма) приводит к соматическим нарушениям. В дальнейшем сложилась психоаналитическая трактовка подобных заболеваний, согласно которой психосоматические нарушения формируются вследствие сочетанного действия двух механизмов. Со стороны сознания — это механизм вытеснения, являющегося преградой на пути доступа в сферу сознания неприемлемых подсознательных мыслей и влечений (по крайней мере, в их изначальной форме — неприкрытой, «голой правды», неотретушированной сознанием). Со стороны же подсознания действует механизм конверсии, благодаря которому «подсознательный материал» прорывается на поверхность в трансформированной форме, в виде символов, обходящих цензуру сознания, но в то же время недвусмысленно указывающих на внутренний конфликт.

Отсюда те или иные болезненные психосоматические проявления являются ответами на неприемлемую жизненную ситуацию в символической форме. Этот символизм отражает «правополушарную», детско-символическую логику подсознания, которое таким наивно-детским способом противопоставляет себя сознанию и добивается своих целей — «наказывает» сознание (повторяя внушенные в детстве упреки старших, исполняя указания Супер-Эго) или «мстит» сознанию (повторяя внушенные же, но в более зрелом возрасте негативные установки окружающих). К этому добавляются действия «предсознательной» цензуры, которая помогает сознанию оправдывать свои ошибки (защита Эго) и «прячет» от сознания неприемлемые по мнению последнего желания и эмоции (механизм вытеснения).

Так например, с этой точки зрения приступ бронхиальной астмы — не что иное, как заторможенный «приступ плача», или призыв материнской помощи. Распространенным заболеванием с отчетливым психосоматическим компонентом и сходным внутренним психологическим конфликтом является вазомоторный ринит (риносинуит) — своего рода невыплаканные, «невидимые миру слезы».

Психоаналитическая интерпретация расстройств пищеварения — это неспособность «переварить жизненные обстоятельства». Символическая трактовка язвенной болезни желудка (а отчасти и панкреатита) — соматизированные самообвинения, следствие испытываемого человеком чувства вины и самонаказания, как бы «переваривание» им самого себя (в русском языке к этой ситуации хорошо подходит образное выражение «самоедство»). В основе болезней кишечного тракта, по мнению А. Лоуэна, также лежит «задержанный» плач (фрейдовская психоаналитическая трактовка колитов — ригидность, мелочность, скупость и стремление контролировать окружающих, так называемый «анальный характер»).

Заболевания опорно-двигательного аппарата (позвоночник, суставы) — отражение «пассивной раздраженности» жизненной ситуацией, которую с одной стороны человек не приемлет (что и служит причиной его раздражения), а с другой — не считает для себя возможным разрешить с помощью активных собственных действий. К этому обычно добавляется переживание отсутствия внешней поддержки и опоры, либо ощущение буквально физического «давления» жизненных обстоятельств.

Еще одна давно попавшая в поле зрения психоанализа телесно-психологическая проблема — разнообразные боли (головные боли, боли в области сердца и др.). Здесь можно напрямую наблюдать, как телесные боли являются отражением боли душевной. Последняя представляет собой по сути не что иное, как самонаказание, причиной которого является чувство вины, внедренное жестким родительским воспитанием в раннем детстве в глубинные слои психики человека. Нередко подобные расстройства возникают у истероидных натур, у которых незрелая, детская часть «Я» стремится выйти из-под контроля более зрелой части — «Супер-Эго». Предрасположенность к развитию психогенных болей отмечается также у лиц с жесткой, ригидной (эпилептоидной) структурой характера, с гипертрофированным «Супер-Эго».

По механизму вытеснения («не вижу — потому что не хочу видеть», «не чувствую — потому что не хочу чувствовать») или самонаказания развиваются и истерические (конверсионные) нарушения движений, чувствительности, зрения, речи.

Психологические же причины расстройств сексуальных, связанных с вытеснением «постыдного» влечения, с навязываемыми обществом запретами, достаточно очевидны. Напомним, что они представляют собой излюбленную тему для теоретических построений в классическом психоанализе, который рассматривал в качестве основной причины неврозов и психосоматических расстройств внутренние противоречия, связанные с вытесненными, табуированными сексуальными желаниями.  Именно эти изначальные побуждения, по мысли З. Фрейда, составляют главную движущую силу человеческой психики — универсальную психическую энергию «либидо», зарождающуюся в подсознании — бурлящем «котле» необузданных страстей и животных инстинктов. Отсюда и представления о механизме невротических нарушений как о нарушении баланса этой «энергии» между различными составными частями психики (животное «Ид» — сознательное «Эго» — критически-морализаторское «Супер-Эго»), между различными мотивами и видами деятельности и соответственно о возможности разрешения психологических проблем с помощью правильного перераспределения этой энергии (психодинамический принцип).

Закономерности этой своеобразной «психической энергетики» таковы, что можно увидеть некоторую аналогию с известным в физике законом сохранения энергии: общее количество «энергии», доступное  индивиду, остается постоянным, вне зависимости от того, на что она затрачивается; отдельные виды «энергии» как бы могут переходить друг в друга. Этот принцип был продекларирован уже в одной из ранних работ Фрейда — «Проект научной психологии» (1895 г.) — в которой он пытался заложить материально-физиологическую основу понимания душевных явлений и их расстройств. (В сущности же, приложение принципа сохранения энергии к закономерностям функционирования человеческой психики Фрейд унаследовал от Г. Гельмгольца — основоположника физиологической школы в психологии, к которой принадлежал и учитель Фрейда, физиолог Э. Брюкке.)

И если некоторое количество «энергии» направляется на психологическую защиту — например, на вытеснение проблемы (подавление психологического комплекса), тем самым оно отвлекается от других, более полезных применений — в первую очередь, от производимой человеком активной деятельности. В медицине подобная ситуация неадаптивного распределения ресурсов называется «синдромом обкрадывания»: это приводит к снижению позитивного личностного потенциала. А когда человек оказывается в ситуации новой психотравмы либо телесного заболевания, требующих от него максимального напряжения, использования всех душевных и физических сил, то происходит перераспределение «энергии». И вот уже вся она без остатка направляется на другие неотложные дела, на подавление старого подсознательного комплекса ее уже не хватает, и вытесненный ранее комплекс высвобождается, прежняя психологическая проблема оживает с новой силой. Примером является так называемый когнитивно-поведенческий субсиндром стресса, когда на фоне психоэмоциональной напряженности  у человека существенно снижается продуктивность интеллектуальной деятельности, включая как процессы внимания, так и мышления. При этом снижается и качество принимаемых решений, и адаптивность поведения в целом.

Несмотря на то, что классический психоанализ отметил уже свой вековой юбилей, в своей основе подобный взгляд на психосоматические расстройства как символическое проявление вытесненных подсознательных конфликтов или их конверсию, а также психодинамический принцип функционирования сложного психического аппарата до сегодняшнего дня сохраняют непреходящее значение. В то же время, ряд психоаналитических представлений претерпел существенную эволюцию, о чем необходимо сказать подробно.